Аннотация к книге. Читать книгу
Настоящее издание является первой, после распада Советского Союза, попыткой изложения системного комплексного подхода к проблеме реновации и поддержания работоспособности станочного парка страны.
Станочное оборудование, в тех или иных количествах, имеется практически на любом предприятии (в том числе учебном заведении, НИИ), работающем в сфере реальной экономики. Станочный парк предприятия (его состав, техническое состояние, возможность поддержания его работоспособности) определяет способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию (в том числе – уровень подготовки специалистов, результаты НИОКР).
Состояние парка металлообрабатывающего оборудования предприятий России (1,5 – 2,0 млн. ед.) оставляет желать лучшего. До 80% и более составляет морально устаревшее и физически изношенное оборудование. Отечественное станкостроение почти полностью разрушено преобразованиями последних 25 лет. Прекратили существование многие станкозаводы (соответственно, прекратился выпуск многих типов станков). Годовой выпуск станочного оборудования на оставшихся «на плаву» заводах сократился в десятки раз. При существующих в настоящее время объемах и номенклатуре годового производства станочного оборудования, несмотря на осуществляемые в настоящее время меры по возрождению отечественного станкостроения, обновить станочный парк страны в обозримые сроки за счет замены изношенного оборудования на новое отечественное не удастся. Решить проблему за счет импорта также невозможно (проблемы финансирования и ограничительных санкций на поставку оборудования в РФ).
Существенный вклад в ускоренное обновление станочного парка промышленных предприятий страны может внести комплексный подход к проблеме, включающий в себя: широкое использование модернизированного оборудования наряду с новым; организацию технического обслуживания оборудования и планового ремонта оборудования «по техническому состоянию»; мониторинг технического состояния оборудования в процессе эксплуатации; использование IT – технологий для разработки и мониторинга Программ техперевооружения станочного парка предприятий; создание инфраструктуры поддержки промышленности в области модернизации и ремонта оборудования.
Подробному рассмотрению указанного комплексного подхода к проблеме реновации станочного парка и посвящена предлагаемая читателю книга.
Авторы книги – ведущие специалисты НП «Корпорация «Модернизация и Ремонт», которая является Отделением по модернизации и ремонту оборудования Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент».
В основу книги положено изложение рекомендательных стандартов Российской Ассоциации «Станкоинструмент», разработчиками которых являются авторы книги, не один десяток лет проработавшие в промышленности.
В Советском Союзе задача постоянного обновления и обеспечения работоспособности станочного парка решалась планово и комплексно. Соответствующими институтами разрабатывалась необходимая нормативно-техническая и методическая база для организации производства, ремонта и техобслуживания оборудования. В соответствии с едиными нормативными документами работали заводы- изготовители оборудования и запчастей, станкоремонтные заводы, службы Главного механика машиностроительных предприятий. Сейчас ничего этого нет. Нет институтов, нет нормативных документов. Каждый выживает по своему разумению. Предлагаемая читателю книга в какой-то мере восполнит существующий пробел в методических и нормативных документах в рассматриваемой области.
В книге представлены методические разработки, позволяющие комплексно решать проблему реновации и поддержания работоспособности станочного парка предприятия, группы предприятий, региона, отрасли, страны.
Предлагаемая читателю книга в первую очередь может быть интересной и полезной для тех, кто так или иначе связан с проблемой возрождения отечественной промышленности, в том числе с проблемой модернизации станочного парка страны. Это – и управленцы всех уровней, и законодатели, и финансисты, и владельцы предприятий, и юристы, и специалисты по эксплуатации станочного оборудования, и специалисты в области IT- технологий. Казалось бы, прописные истины: нет современного станочного парка – нет современного машиностроения. Нет машиностроения – нет суверенитета страны. Вроде бы ясно и понятно. К сожалению, не всем и не всегда. Те, кто непосредственно связан с производством на предприятиях (Главные инженеры, Главные механики, начальники цехов, мастера, рабочие – станочники и ремонтники) проблему понимают и приветствуют любые шаги, направленные на восстановление, модернизацию и поддержание работоспособности станочного оборудования. Им предлагаемая книга будет, безусловно, интересна и полезна. Те же, от кого зависит принятие решений (сейчас – это «эффективные менеджеры», зачастую – финансисты, юристы, историки или филологи, не имеющие никакого производственного опыта) проблему не чувствуют и, как минимум, не уделяют ей должного внимания. А как максимум, в погоне за сиюминутной выгодой, принимают решения, наносящие ощутимый ущерб производству (сокращение затрат на ремонт, модернизацию и техобслуживание оборудования, сокращение или ликвидацию ремонтных служб, и др.). Предлагаемая книга поможет «эффективным менеджерам» поглубже понять «болевые точки» предприятий, которыми они управляют и, соответственно, строить техническую и финансовую политику с учетом этих «болевых точек».
Специалистов в области IT-технологий может заинтересовать разработка программных средств для решения сформулированные в книге задач (электронная паспортизация станочного парка, определение ремонтосложности оборудования, определение «узких мест» производства по трудоемкости, и др.). Работников региональных и федеральных органов управления ознакомление с предлагаемой книгой может натолкнуть на мысль о необходимости создания соответствующей организационной инфраструктуры и нормативно-технической базы, без чего разговоры о модернизации производства, инновациях, высоких технологиях, ускоренном развитии, высоких технологиях и т.д. и т.п. могут остаться всего лишь разговорами.
Методические рекомендации, представленные в книге, конечно, не исчерпывают всего многообразия проблем, связанных с модернизацией и поддержанием работоспособности станочного парка. Они лишь очерчивают круг задач, требующих решения в т.ч. на федеральном уровне. В то же время, многие из представленных в сборнике методик (экспертная оценка технического состояния станочного парка предприятия; электронная паспортизация станочного парка; статистический мониторинг технологической точности оборудования; определение стоимости ремонта и техобслуживания станочного парка предприятия; сертификация станкоремонтных предприятий и др.) вполне могут быть использованы в работе отдельных предприятий, не дожидаясь принятия соответствующих решение на региональном или федеральном уровнях.
Желающие прочесть полный текст могут преобрести книгу в Издательстве "Инфра-Инженерия"