Реорганизовано в

ДЕПАРТАМЕНТ «Модернизация и Ремонт»

Российской Ассоциации «Станкоинструмент»

+7 916 530-25-73
+7 916 762-79-28
Информация
Опрос
Участвуете ли Вы в опросах?
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТАНОЧНОГО ПАРКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА СТАНОЧНЫЙ ПАРК 01-2019

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР МОДЕРНИЗАЦИИ СТАНОЧНОГО ПАРКА СТАНОЧНЫЙ ПАРК 03-2018

СТАНОЧНЫЙ ПАРК 12-2017  К вопросу об оценке технического состояния станочного парка предприятия

СТАТИСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ СТАНОЧНОГО ПАРКА ПРЕДПРИЯТИЯ СТАНОЧНЫЙ ПАРК 09 2017

О рациональном использовании оборудования, высвобождающегося при техперевооружении машиностроительного предприятия.СТАНОЧНЫЙ ПАРК 07 2016

О модернизации парка промышленных предприятий.СТАНКОИНСТРУМЕНТ 01 2016

О модернизации станочного Парка Промышленных Предприятий в рамках реализации федерального закона «О Промышленной Политике в российской федерации»СТАНОЧНЫЙ ПАРК 12 2015 

 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПАРКА МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ (СТАНОЧНОГО ПАРКА) МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ              СТАНОЧНЫЙ ПАРК 12 100

Региональная программа модернизации парка металлообрабатывающего оборудования станочного парка. Машиностроительных предприятий.МАШИНОСТРОЕНИЕ МЕТАЛЛООБРАБОТКА СВАРКА  № 46 2012 г.

Продолжение предидущей статьи МАШИНОСТРОЕНИЕ МЕТАЛЛООБРАБОТКА СВАРКА  № 47 2012 г.

 

 

 

 Свидетельство

 


Предложения по проекту «Закона о промышленной политике».
опубликовано: 09-12-2014

Предложения  по модернизации станочного парка промышленных предприятий

в рамках  проекта «Закона о промышленной политике».

 

       С учетом сложившейся экономической и внешнеполитической обстановки задача обновления  станочного парка промышленных предприятий является крайне актуальной.

       Решить эту задачу исключительно за счет замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования на новое   в обозримые сроки не удастся: парк металлообрабатывающего оборудования страны составляет 1,0-1,5 млн. ед.; отечественные станкозаводы способны в настоящее время выпускать лишь порядка 2-х – 3-х тысяч единиц оборудования в год; производство многих типов оборудования прекращено; импорт высокотехнологичного оборудования, затруднен или не возможен в связи с санкциями.

      Задача обновления станочного парка может быть частично решена за счет модернизации имеющегося у предприятий оборудования.

       Под модернизацией в данном случае понимается доведение имеющегося оборудования до уровня лучших зарубежных образцов по точности, производительности, функциональным и технологическим возможностям за счет модернизации - капитального ремонта и оснащения  современными (преимущественно отечественными) комплектующими изделиями (системы ЧПУ, привода, шарико-винтовые пары, электро-гидроаппаратура  и др.).    

        Следует напомнить, что станок в течение своего жизненного цикла может модернизироваться неоднократно. При этом базовые детали (чугунные литые станины суппорта, стойки, траверсы, столы) остаются, комплектующие изделия, определяющие технический уровень станка, заменяются  на современные. Таким образом, периодическая модернизация позволяет станку все время быть на уровне  последних достижений отечественного и зарубежного станкостроения.

 

         Практика ремонта и модернизации объектов с целью продления их ресурса и  доведения их до современного  технического уровня  широко применяется во многих областях  экономики. Ремонтируются и модернизируются находящиеся в эксплуатации   здания и сооружения, военная   техника (танки, самолеты, корабли, подводные лодки и др.), транспортные средства, сложные технологические комплексы    в металлургии, горнодобывающей промышленности и др.  К сожалению, модернизация  имеющегося металлообрабатывающего оборудования  до сих пор не воспринимается как одно из важнейших  путей обновления технологической базы промышленности и          находится вне поля зрения органов государственного управления,  не находя отражения в принимаемых законах. Существовавшая в Советском Союзе Система планово-предупредительного ремонта оборудования разрушена. Прекратили существование специализированные станкоремонтные заводы. Ремонтные службы на многих предприятиях упразднены или недееспособны. Ремонт и модернизация оборудования, как правило, осуществляются маломощными, плохо оснащенными станкоремонтными фирмами, работающими в сфере малого бизнеса. Усиленно насаждается мнение, что восстановление и повышение эффективности станочного парка  возможно только за счет закупки нового, желательно импортного, оборудования.

В то же время, широкое применение модернизации имеющегося оборудования (наряду с заменой оборудования на новое, современное) в процессе технического перевооружения промышленных предприятий  имеет ряд неоспоримых преимуществ.:

  • рационально используется  имеющееся оборудование (станок, который можно модернизировать, не сдается в металлолом);
  • сокращаются  потребности в закупках импортного оборудования (модернизированный отечественный станок во многих случаях может заменить импортный новый, тем более китайский или тайваньский; имеющийся импортный станок можно также модернизировать);
  • снижаются  затраты на обновление станочного парка (модернизация имеющегося станка, как правило, стоит значительно  дешевле, чем закупка нового станка, тем более импортного);
  • компенсируется  дефицит  производственных мощностей по изготовлению  отливок базовых деталей станков (большинство специализированных литейных заводов  прекратили свое существование;  );
  • к работам по модернизации и ремонту станочного оборудования, в т.ч.  к изготовлению запчастей, можно привлечь  станкостроительные и машиностроительные предприятия., что позволит увеличить их загрузку, улучшить  финансовое состояние, стимулируя тем самым разработку и выпуск нового оборудования;
  • можно создать оборотный фонд модернизированного оборудования, сократив тем самым время простоев оборудования, выводимого в ремонт;
  •  при равных объемах финансирования  можно существенно ускорить процесс обновления станочного парка предприятий страны  в целом.

         Широкое, эффективное, целенаправленное осуществление  модернизации станочного парка  промышленных предприятий требует создания определенной инфраструктуры, формирующей техническую политику, координирующей деятельность заказчиков, исполнителей работ и поставщиков комплектующих изделий, позволяющую эффективно использовать имеющийся технологический  и кадровый потенциал  предприятий (станкоремонтных, станкостроительных, машиностроительных)  для ускорения процесса обновления станочного парка страны.

 

        НП «Корпорация «Модернизация и Ремонт» (НП «Корпорация «МиР») - Отделение по модернизации и ремонту Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» предлагает создать такую инфраструктуру.

 

Элементы предлагаемой инфраструктуры.

 1.                  Федеральный координационный центр модернизации и ремонта

металлообрабатывающего оборудования (ФКЦ МиР).

 

           Функции ФКЦ МиР :

  • анализ потребностей промышленности в модернизации и ремонте оборудования, а также потребностей в оборудовании после модернизации и ремонта;
  •  анализ потребностей в важнейших комплектующих изделиях, применяемых при модернизации и ремонте (системы ЧПУ, привода, ШВП  и др.);
  •  анализ существующих проектов модернизации и разработка на их базе типовых проектов модернизации с учетом возможностей импортозамещения  применяемых комплектующих изделий;
  •  разработка и ведение федеральных стандартов, регламентирующих деятельность предприятий в области модернизации и ремонта оборудования, в т.ч.: методика экспертной оценки технического состояния станочного парка; методики инструментальной оценки технического состояния отдельных единиц оборудования; методики расчета стоимости техобслуживания, диагностики, ремонта оборудования;   порядок добровольной сертификации станкоремонтных предприятий; и др;
  • формирование статистической информации о техническом состоянии станочного парка и обеспечение указанной информацией всех уровней руководства страны и Государственной информационной системы, создание которой предусмотрено статьей 14 проекта «Закона о промышленной политике».
  • разработка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство с целью создания необходимых условий для эффективного использования модернизации и ремонта при обновлении станочного парка промышленных предприятий.
  • координация деятельности Региональных Центров модернизации и ремонта (см. далее).

 

ФКЦ МиР может быть создан, например, на базе (в рамках) Минпромторга РФ, ОАО «Станкопром».

Финансирование создания и деятельности ФКЦ МиР – бюджетное.

  1. Региональные координационные Центры модернизации и ремонта

металлообрабатывающего оборудования (РКЦ ).

        Функции РКЦ:

  • организация (осуществление) проведения экспертной оценки технического состояния станочного парка предприятий;

  •  организация (осуществление) электронной паспортизации станочного парка предприятий;

  • организация  (осуществление) мониторинга технического состояния станочного парка предприятий;

  • аккумулирование и анализ результатов оценки технического состояния станочного парка и обеспечение соответствующей информацией Федерального  Координационного  Центра модернизации и ремонта оборудования и Государственной  информационной  системы промышленности;
  • оказание содействия в разработке Программ технического перевооружения предприятий региона;
  • разработка Региональной Программы модернизации и ремонта оборудования (Региональной Программы МиР);
  • оказание содействия в разработке планов ППР (СТОИР) предприятий;
  • аккумулирование потребности предприятий-заказчиков в модернизации (ремонтах) оборудования;
  • аккумулирование потребностей  в запасных частях и комплектующих изделиях;
  •  аккумулирование информации о технологических возможностях (специализации)  станкоремонтных редприятий, предприятий-поставщиков запчастей и комплектующих изделий;
  • формирование и доведение до исполнителей-участников Региональной Программы МиР (станкоремонтные и станкостроительные предприятия, поставщики комплектующих изделий) суммарных потребностей в модернизации (ремонтах) оборудования, в комплектующих изделиях;
  • предконтрактная проработка с заказчиками и исполнителями договоров на модернизацию и ремонт оборудования, поставку комплектующих изделий;
  •    добровольная сертификация станкоремонтных предприятий с целью повышения качества ремонта выполнения ими работ и последующей специализации предприятий;
  • оказание услуг станкоремонтным предприятиям в области технологического и метрологического обеспечения производства;
  • аккумулирование и доведение до предприятий-исполнителей  передового опыта в области  модернизации  и ремонта оборудования, вт.ч. типовых проектов модернизации;
  • обеспечение ФКЦ МиР сводной информацией по всем аспектам своей деятельности.

 

        Формирование и развитие структуры РКЦ МиР осуществляется с учетом возложенных на него задач по мере уточнения объемов работ и источников финансирования.

         РКЦ  МиР создается как некоммерческое Партнерство (далее НП «РКЦ МиР»).

         Учредителями НП «РКЦ МиР» могут быть: Администрация Региона; профильные ассоциации, НИИ, машиностроительные предприятия.

         Участниками НП РЦ МиР являются предприятия региона, изъявившие желание участвовать в разработке и реализации Региональной Программы модернизации и ремонта оборудования (машиностроительные, станкостроительные, станкоремонтные предприятия независимо от форм собственности).

      Финансирование деятельности НП  РЦ МиР на стадии его создания осуществляется за счет регионального бюджета и членских взносов Участников.

      Функционирование НП РЦ МиР осуществляется на основе самофинансирования (договорные услуги и членские взносы Участников).

 

     Предлагаемая инфраструктура  позволит:

  • повысить качество работ по модернизации и ремонту за счет: специализации станкоремонтных предприятий – участников Программы по видам оборудования; формирования долговременного портфеля заказов на проведение капитальных ремонтов и модернизации; внедрения типовых (стандартных) регламентов работ и проектов модернизации; сертификации станкоремонтных предприятий и постоянного мониторинга их деятельности в рамках действия сертификата;
  • снизить затраты на модернизацию и ремонт и, соответственно, цены на оборудование после ремонта и модернизации, за счет: гарантированного годового заказа (ориентировочно на 5-10%); оптовых планируемых закупок основных комплектующих изделий (ориентировочно на 10-20%).
  • сократить сроки выполнения работ за счет: планового обеспечения станкоремонтных предприятий запчастями и комплектующими изделиями и плановой подготовки производства; формирования обменного фонда оборудования;
  • осуществлять единую техническую и ценовую политику в вопросах оценки технического состояния парка, разработки планов ППР (систем СТОИР предприятий); 
  • эффективно использовать имеющееся оборудование;
  • эффективно использовать сохранившийся кадровый потенциал специалистов-ремонтников; создать новые рабочие места;
  • эффективно использовать сохранившиеся производственные мощности машиностроительных и станкостроительных предприятий Региона для специализированного производства запчастей;
  • ускорить и повысить эффективность техперевооружения предприятий металлургического, нефтегазового, горно-шахтного, строительно-дорожного, оборонного и др. машиностроительных комплексов Региона.
  • осуществить мониторинг технического состояния станочного парка и обеспечить соответствующей информацией Государственную информационную систему промышленности, а также руководство страны, регионов, холдингов, предприятий.

 

       Предлагаемый системный подход к решению задачи ускоренной модернизации станочного парка промышленных предприятий, в т.ч. предприятий ОПК, полностью соответствует положениям проекта «Закона о промышленной политике».

Так, в соответствии с п.2 статьи 4 проекта закона,  задачами промышленной политики являются:

1)  «содействие созданию или развитию промышленной инфраструктуры, а также инфраструктуры поддержки промышленной деятельности»;

предлагаемая инфраструктура может стать эффективной «инфраструктурой поддержки промышленной деятельности», осуществляющей модернизацию существующего парка оборудования.

7) «повышение производительности труда в промышленности путем создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест»;

предлагаемая инфраструктура обеспечит «модернизацию высокопроизводительных рабочих мест» за счет модернизации имеющегося оборудования (восстановление точностных характеристик, повышение производительности, доведение функциональных и технологических возможностей оборудования до уровня лучших мировых образцов).

10) «эффективное использование мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности, оценка эффективности использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и контроль за их целевым использованием»;

предлагаемая инфраструктура позволяет наиболее эффективно использовать бюджетные средства и обеспечивает контроль за их целевым использованием, т.к. результатами деятельности инфраструктуры будет модернизация реальных станков для реальных предприятий; помимо сказанного, Региональные Центры требуют бюджетного финансирования только на стадии организации с последующим самофинансированием.

 

В соответствии с п.1 статьи 10 проекта закона «стимулирование  промышленной  деятельности  осуществляется путем  предоставления  субъектам  промышленной  деятельности и организациям инфраструктуры поддержки промышленной  деятельности финансовой,  информационной  и  консультационной  поддержки».

В соответствии  с положениями указанной статьи закона вполне оправдана господдержка создания и функционирования предлагаемой инфраструктуры.

 

       НП «Корпорация «МиР», основанное в 1998г., имеет достаточный практический опыт и  готово принять участие в создании и обеспечении функционирования предлагаемой инфраструктуры.

НП Корпорация «МиР»  разработан и апробирован на практике комплекс методических документов, могущих лечь в основу создания и обеспечения функционирования предлагаемой инфраструктуры. Методические документы утверждены в ранге рекомендательных стандартов Ассоциации «Станкоинструмент».

В соответствии с указанными стандартами НП «Корпорация «МиР» осуществляет деятельность,  полностью соответствующую целям и задачам «Закона о промышленной политике»:

  • проводит оценку технического состояния станочного парка предприятий;
  • разрабатывает предложения по модернизации (техперевооружении) станочного парка предприятий;  
  • проводит сертификацию станкоремонтных предприятий;

  • осуществляет абонентское техобслуживание станочного парка предприятий;

  • осуществляет ремонт и модернизацию оборудования, координируя деятельность группы станкоремонтных предприятий - Участников НП;

  • разработана Концепция Региональной Программы модернизации и ремонта станочного парка, в т.ч. концепция создания Регионального Центра модернизации и ремонту станочного оборудования.